Судебные решения ТСЖ ▼

Книга жалоб и предложений ▼

Жалобная книга

Фотогаллерея ▼

Фотограллерея

Хронограф

Микрорайон им.Ногина и сейчас многие называют поселком - высокий железнодорожный мост и длинные ряды рельс как бы разъединяют Ногинку от города.
В Серпухове живут люди, которые ни разу не были на Ногинке. Надо сказать, что и жители микрорайона тоже не любят выбираться "в город". Раньше, к такой поездке они готовились задолго - собирались с силами, настраивались на предстоящий выезд. Сейчас все стало значительно проще - автобусы и газели курсируют между городом и микрорайоном часто, больше 15 минут редко когда приходится стоять на остановках. Да и машины у многих жителях микрорайона имеются.
Но хотелось бы отметить, что чаще всего в город и не требуется выезжать – все есть в микрорайоне, в нем кофортно жить. Есть детские сады, школы, детская и взрослая поликлиники, дворец спорта, зона отдыха, на которой расположен Ногинский пруд, магазины, кафе, пиццерия, прекрасная баня, сауна, развлекательный клуб "Промзона", а самое главное – жилые дома и завод. Ногинка и ОАО "РАТЕП" всегда были единым целым. Вокруг предприятия формировался и рос поселок им.Ногина. Завод на протяжении многих десятков лет давал и дает работу тысячам людей, живущих на Ногинке.
В 2008 году предприятию исполнилось 70 лет.
В 2007 году заводской газете "Маяк" исполнилось 50 лет. В "Маяке"публикуются материалы по истории завода и микрорайона им.Ногина. Некоторые из них мы будем предлагать вашему вниманию в разделе сайта под названием "ХРОНОГРАФ". Надеемся, что благодаря этим публикациям. вы, дорогие гости сайта, лучше узнаете Ногинку, ее историю, ее жителей и полюбите этот замечательный микрорайон города Серпухова.

Со Сретенским храмом у серпуховичей связаны имена двух православных святых: святителя Варсонофия, епископа Тверского, и преподобного Германа Аляскинского, которые в разное время получили свое первоначальное церковное воспитание в стенах этой церкви.

Не менее интересна судьба прихожан храма - Ворониных и Уаровых, а также одного из его последних священников - отца Александра Владыченского.
Последние 70 лет храм был забыт и заброшен. Сейчас он восстанавливается силами прихожан Высоцкого монастыря и местных жителей. Именно эти люди, работающие по велению сердца, а не за деньги, и которых сейчас принято называть волонтерами,  достойны награждения премиями или грамотами "Серпуховского наследия".

"Никогда, никогда не проезжал я места сии, не утешаясь красотой оных, и никогда не мог налюбоваться ими довольно", - так писал о нашем родном городе Серпухове один из замечательных русских людей XVIII столетия Андрей Тимофеевич Болотов. Проезжая в свое имение Дворяниново, которое находится под Серпуховом, он всегда обращал внимание на "белеющиеся в разных местах города остроконечные верхи колоколен с блестящими их златыми крестами, на величественный вид монастырей".

Согласно плану Серпухова времен Ивана Грозного в городе насчитывалось 17 храмов и два монастыря. Храмы в то время были еще деревянными, а вот Болотов любовался уже храмами каменными. И это не удивительно, ведь в XVIII в. в городе существовала Серпуховская школа зодчества, особенности которой с полной силой проявились в церковном строительстве. Город всегда отличался необыкновенной архитектурной зрелищностью. Многие историки архитектуры считают это главной художественной особенностью Серпухова.

В начале ХХ столетия в городе и его окрестностях располагалось уже более 30 храмов. О благолепии его можно судить по словам митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна: "Серпухов - это небольшой, но очень красивый город. Красота его такая святая, русская. Недаром в сказаниях он именуется "свят-град". Расположен он на холмах и, кажется, нет в нем ровного места. Каждый холм освящен высящейся на нем церковью. Вокруг церквей ограды, купы деревьев, спускающиеся вниз вдоль дороги. А на горе - кремль. Кругом каменная стена с нишами, с налетами охры, - это седая старина позолотила ее. Воистину Серпухов - "свят-град"".

Но за последние десятилетия от былой красоты не осталось и следа. В конце 1980-х гг. в Серпухове действовал лишь один храм, все остальные были кощунственно осквернены.

Сейчас, на рубеже веков, возрождаются разрушенные святыни. Уже действуют в Серпухове два монастыря и три городских храма. Назначены настоятели и в другие храмы, два из которых освящены и в них начаты восстановительные работы.

Про один из таких храмов мы и хотим рассказать. Это - церковь Сретения Господня, которая находится в старой части города, в районе Занарья.
Праздник Сретения - один из двунадесятых господских праздников, которые отражают главные этапы жизни Иисуса Христа. По закону Моисееву, каждый первенец, то есть первый сын в семье, должен быть посвящен Богу. Посвящение это происходило, когда ребенку исполнялось сорок дней. И вот по прошествии сорока дней праведный Иосиф и Пресвятая Дева Мария пошли в Иерусалим, чтобы принести Младенца в храм и посвятить Господу. В Иерусалиме в это время жил древний старец Симеон, который был известен как человек благочестивый, исполненный Духа Святого, ожидающий рождения Мессии. Ему было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Христа Господня.

Симеон был так стар, что тяготился уже жизнью и с нетерпением ждал ее завершения, но смерть не приходила к нему. И вот, явившись однажды по вдохновению в храм, он встретил там Того, Кого ожидал всю свою долгую жизнь. Пораженный и обрадованный встречей (сретением), старец Симеон принял в свои объятия Святого Младенца и, благословив Бога, предсказал, что в мире будет вестись беспрестанная духовная борьба за и против Христа, что Сама Пресвятая Дева испытает много материнского горя и острых, как оружие, страданий; но мысли страдающих людей и человеческие сердца Ей будут всегда открыты.

Тут же присутствовала святая Анна Пророчица, вдова 84-х лет, которая постоянно пребывала в храме, в посте и молитве служа Богу день и ночь. Увидев Младенца Иисуса и услышав пророчество о Нем, она рассказала всем в Иерусалиме о рождении Мессии-Христа.

Дева Мария и Иосиф принесли в храме жертву из двух голубиных птенцов, как полагалось по закону.

Такова евангельская история, лежащая в основе христианского праздника Сретения Господня, который отмечается 15 февраля (2 февраля по старому стилю), и в честь которого назван храм.

В древности на этом месте (ныне ул. Карла Маркса) стояла деревянная церковь во имя святых Космы и Дамиана. По некоторым сведениям, можно предположить, что в конце XV столетия настоятелем ее был отец святителя Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца. И здесь, очевидно, будущий святитель получил свое первоначальное церковное воспитание.

Как утверждает историк П.Симпсон, в середине XVI в. церковь Космы и Дамиана считалась уже довольно древней. Недаром Косьмодемьянский переулок может поспорить с любой посадской улицей числом своих дворов. Их в нем 42, помимо шести дворовых мест.

Около церкви проживало 11 "казенных" кузнецов. Возможно, их прадеды и заложили церковь, так как святые бессребреники Косма и Дамиан считались покровителями кузнецов. С годами у мастеровых накапливались капиталы, ибо спрос на их товар всегда был высоким. Самые богатые и предприимчивые начинали торговать не только железом. Их дети и внуки развивали торговую деятельность дальше, опираясь на уже имевшийся начальный капитал. Некоторые из них даже переходили в купеческое сословие. Однако в конце XVII - начале XVIII вв. кузнечный ручной промысел пошел на спад, так как император Петр I отдавал предпочтение крупным предприятиям. К тому времени переулок превратился в улицу, и стала она называться Казенная, в память о "казенных" кузнецах.

С годами деревянный храм совсем обветшал, а на его месте "на средства прихожан и вкладчиков" была построена в 1702 году новая белокаменная церковь, освященная в честь Сретения Господня.

В 2012 году ей исполнится 310 лет.

И, конечно, это не простое совпадение, что построенный в первые годы XVIII столетия храм открыл и новую страницу архитектуры Серпухова. Дело в том, что серпуховские кузнецы-кустари, с которыми боролся Петр, и те самые "прихожане и вкладчики", в сущности, одни и те же люди. Бессмысленные насильственные действия государства вызывали у людей естественное стремление опереться на старые традиции, в том числе архитектурные. Неприятие нового искусства и архитектуры было неприятием европейского образа жизни, который навязывался при проведении петровских реформ.
Демонстративная приверженность серпуховских зодчих к русской старине впервые проявилась в архитектуре Сретенской церкви. Типичные для московского барокко приемы слились здесь с характерными для середины XVII в. формами убранства. Единый белокаменный объем "восьмерика на четверике" венчал двухъярусный барабан с главой. Железное покрытие было выкрашено зеленой краской, а глава и крест сверкали золотом. До наших дней сохранилась первоначальная апсида. Это настоящая редкость, поскольку все алтари старинных церквей Серпухова в позднейшее время были перестроены. Красивая трехчастная апсида Сретенской церкви помогает нам воссоздать облик важной составной части православного храма тех лет.
В 1813 г. к западной части Сретенской церкви была пристроена большая двухпридельная трапезная уже в стиле классицизма, со скругленными углами, украшенная приставными сдвоенными колоннами. В 1833 г. была построена трехъярусная ампирная колокольня.

Но люди не пощадили творений рук своих предков. Многие годы храм был забыт и заброшен. Нынешнее его состояние таково, что, если не принять должные меры, то вскоре мы потеряем его навсегда. Исчезнет не просто архитектурное сооружение, исчезнет храм. А ведь с этим храмом у серпуховичей связано имя  одного великого земляка, небесного покровителя Православной Церкви в Америке, преподобного Германа Аляскинского.

Письменные источники донесли до нас сведения о том, что семья преподобного Германа была приписана к приходу Сретенской церкви. Это означает, что здесь он был крещен. И отсюда в 17 лет, благословясь, ушел в Троице-Сергиеву Пустынь, чтобы начать свой иноческий подвиг. В Валаамском монастыре Герман принял монашеский постриг. Отсюда в 1793 г. с духовной миссией 33-летний монах Герман отправился на Аляску для проповеди слова Божиего диким жителям северо-западной Америки.

Шесть лет спустя отец Герман избрал себе местом уединения и молитвы Еловый остров, который он назвал Новым Валаамом. На этом острове, который находился в двух километрах от главного острова Кадьяка, преподобный Герман подвизался более 40 лет. Он устроил для алеутских детей-сирот училище, где учил их Закону Божиему и церковному пению. Полностью посвятив себя служению Господу, проведя десятки лет в многообразных скорбях и лишениях, преподобный Герман получил от Бога дар прозорливости и чудес. Скончался он на 81-м году жизни в 1837 г. В час его смерти жители поселка увидели светлый столп, поднимающийся с Елового острова к небу.

Впервые о значении Сретенской церкви как памятника архитектуры заговорили в 1970-х гг. Историк Ф.В.Разумовский отметил уникальность Сретенского храма, назвав его одним из лучших произведений местного зодчества. В те времена на его слова никто не обратил внимания, и храм продолжал разрушаться. Но времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Ощущение времени, в котором мы живем, пронизывает людей независимо от их желания. Иначе, как объяснить то, что в последнее время происходит со Сретенским храмом?

Четыре года назад к храму пришел один из прихожан Высоцкого монастыря Виктор, который самостоятельно принял на себя роль сторожа. Он забил все окна и двери, написал объявление, что храм охраняется, что сваливать здесь мусор и разбивать каменные стены является большим грехом. Этот человек часто приходил, ремонтировал то, что в его отсутствие успели сломать. И примечательно то, что к Виктору потянулись дети из близлежащих домов. Они стали ему помогать, стали охранять храм вместе. К ним присоединился еще один прихожанин Высоцкого монастыря - Сергей. За последние полгода, работая по вечерам и выходным дням, дети вместе с Виктором и Сергеем очистили центральную часть храма и близлежащую территорию. В конце лета в Сретенскую церковь был назначен настоятель отец Павел Колосов, а 23 сентября 2000 г. храм Сретения Господня был освящен.

России всегда были бессребреники, которые помогали людям и делали благие дела по велению своей души, ничего за это не требуя. Низкий им поклон! Силами таких людей возрождается сейчас церковь Сретения Господня, возрождается святое место. 15 февраля 2001 г. люди присутствовали на праздничной службе, посвященной Сретению. В храме было холодно, из оконных проемов дул резкий февральский ветер, задувая свечи. Никакой церковной утвари, только две-три иконы на бумажной основе. Но вот зазвучал голос отца Павла, в оконные проемы вместе с ветром заглянуло солнце. 

Материал собран из Интернета. Собрала ЕК
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить